Автор - Балковой Владимир Владимирович
Врач нейрохирург, вертебролог
В Казахстане появляется все больше сервисов, которые предлагают пообщаться с врачом, не выходя из дома. Да и сами врачи нередко дают пациентам адрес электронной почты или телефон, чтобы те могли не записываться на приём по малейшему поводу. Но не все пациенты знают, чего можно ждать от таких удалённых консультаций и как общаться с врачом максимально продуктивно. Вот я и попробовал составить данную инструкцию.
1. Имейте в виду: заочные консультации не всегда уместны.
Возможности заочных консультаций ограничены. Во-первых, врачу, как правило, очень важно осмотреть пациента. Во-вторых, в Казахстане по закону удалённо ставить диагноз и назначать лечение нельзя — врач во время такой консультации может лишь сделать какое-то предположение. Поэтому к удалённым консультациям лучше всего прибегать только в редких случаях. Вот примерный список таких ситуаций:
•Вы уже были на приёме у этого врача и сейчас нужно лишь что-то уточнить. Например, скорректировать дозу препарата или убедиться, что вы правильно выполняете рекомендации;
•у Вас на руках результаты исследований (к примеру, ЭКГ, компьютерной томографии, рентгенографии) и Вы хотите получить какое-то предварительное заключение или второе мнение;
•Вы не понимаете: бежать на очный приём или само пройдёт;
•Вы не понимаете, идти на приём к этому врачу или Вам нужен доктор с другой специализацией;
•до ближайшего врача пробираться по тайге 60 километров, потом ехать на автобусе ещё столько же, а Вы не в том состоянии.
Только не ждите, что по Вашим описаниям врач непременно поставит диагноз и назначит какие-то препараты. Даже на очном приёме это далеко не всегда можно сделать сразу — часто необходимо дообследование или наблюдение, чтобы посмотреть, как будет развиваться ситуация.
2. Выберите подходящий способ связи и подходящее время.
Давать пациенту почту или телефон — личный выбор каждого врача, поэтому лучше, чтобы это была именно инициатива доктора, самостоятельно просить не стоит. Но уместно спросить, какой способ связи должен быть с врачом, если у Вас появятся вопросы после приёма, и что делать в экстренной ситуации.
Если врач дал Вам свои контакты, это не значит, что он доступен круглосуточно. Поэтому, если ситуация действительно срочная (к примеру, у Вас
открылось кровотечение или Вы заподозрили у близкого человека инсульт), определённо стоит вызвать скорую. Вам ответит дежурный врач, который скажет, нужно ли вызывать бригаду и даст какие-то базовые советы.
Если дело не такое срочное, но до очного приёма не ждёт, то это ровно тот случай, для которого врач и дал Вам свой телефон. Если он сам не уточнял, в какое время можно звонить, то делать это стоит только в будни и только в рабочее время. В остальных случаях, опять же, обращаться в скорую, больницу или делать так, как Вы договорились с врачом.
Бывает, что врач не берет трубку или сбрасывает Ваш звонок; скорее всего, это значит, что он занят. Попробуйте написать сообщение: кратко опишите, в чем дело, и спросите, когда перезвонить. Это будет куда полезнее и гуманнее, чем несколько раз перезванивать.
Когда ситуация не срочная, лучше писать — так общение получится более продуктивным. И никогда не записывайте голосовые послания. Никогда. Врачи их не слушают. Просто не слушают.
3. Подготовьтесь к общению с врачом
Если вы звоните, то лучше продумать свою речь заранее, чтобы ничего не упустить и получить максимально точный ответ:
•представьтесь;
•спросите, не отвлекаете ли врача (если да, уточните, когда перезвонить);
•кратко, без отступлений изложите суть проблемы (что и когда начало беспокоить, как менялись симптомы, видите ли Вы какие-то закономерности в изменении симптомов, какие препараты Вы применяли, с каким эффектом) и задайте конкретный вопрос.
Хороший пример: «У меня второй день очень сильно болит голова. Раньше так никогда не болело. Когда встаю, боль усиливается. Принял вчера 400 миллиграммов ибупрофена — не помогло. Мне нужно срочно в больницу или можно спокойно записаться к Вам на приём?»
Если врач вас когда-то лечил, то подумайте, по каким деталям он сможет Вас вспомнить. И это описание обязательно должно включать Ваш диагноз. Для врачей нормально запоминать пациентов по их патологиям и анатомическим особенностям. К примеру, офтальмолог может не помнить Вас в лицо, но наверняка сразу вспомнит Ваш случай, если увидит снимок вашей сетчатки.
Плохой пример: «Я у Вас была с болью в ноге, в зелёной кофте, Марина»;
Хороший пример: «Николай Иванов, Вы меня оперировали в 2013 году, экстрамедуллярная опухоль, сразу после вашей поездки в Таиланд, я музыкант».
Если этот врач лечил Вас давно и теперь Вы ему пишете, то правила примерно те же: с самого начала упомяните несколько деталей, по которым Вас можно узнать.
Если же Вы пишете впервые, то полезно будет указать:
•пол;
•возраст;
•хронические заболевания;
•препараты, которые вы принимаете;
•когда и как поставили диагноз или появились и развивались симптомы;
•чем лечились, с каким эффектом.
Письмо должно быть структурировано и не быть сплошным текстом: так проще воспринимать информацию, не упустить детали и отвечать по существу.
4. Приложите результаты исследований, если они есть.
Если Вы проходили компьютерную или магнитно-резонансную томографию, или любое другое исследование, результаты которого у Вас на руках, то лучше ничего не пересказывать своими словами, не высылать врачу одно лишь заключение другого специалиста, а присылать файлы с соответствующими изображениями. Они должны носить говорящие названия.
Плохой пример: adf_____66666.jpg.
Хороший пример: КТ_легких_11_12_2019.
Фотографии должны быть качественными. Если Вы фотографируете не сыпь или какие-то другие кожные проявления, а документы, то это удобнее делать с помощью специального приложения. Не стоит присылать фотографии вверх ногами, боком или в теле письма — это точно затруднит работу с ними.
Хорошо, если у Вас есть собственная персональная карта здоровья, где вы собираете результаты всех исследований, выписки и назначения, и Вы можете дать врачу доступ к ней. Существует несколько сайтов, на базе которых можно заполнять персональную карту здоровья, к примеру, HealthVault.
5. Оплатите консультацию
Если врач потратил на Вас своё время, провёл полноценную консультацию и Вам не потребовалось для этого ехать к нему на приём, может быть, даже в другой город, логично, что эта работа должна быть оплачена. Но здесь есть один скользкий момент. Скорее всего, в ближайшем будущем удалённые консультации будут официальными и на сайте врача или клиники вы сможете узнать их стоимость. Но сейчас обычно такие консультации неофициальны, это серая зона и прейскуранта чаще всего нет. Тем не менее считается, что правильно было бы оплатить полную стоимость очной консультации, если сам врач не предложил какой-то другой вариант. Как именно оплатить — обсудите с врачом
Статья была опубликована в Яндекс Дзен: